Суббота, 28 декабря, ознаменует начало главного события зимнего сезона – Турне четырех трамплинов, которое в этом году пройдет уже в 73-й раз. На протяжении 10 дней, 4 знаменитые арены, на кону – Золотой орел и место в истории прыжков с трамплина. Турне – это наиболее престижное соревнование в этом виде спорта, которое ежегодно собирает полные трибуны и устанавливает рекорды телетрансляций. Уникальный формат с нокаут-раундами, богатая история, идеальное время проведения в новогодний период – все эти факторы способствуют коммерческому успеху Турне. По статистике, все билеты на первый этап в Оберстдорфе были раскуплены еще 20 сентября. Очереди ожидаются и на трех других аренах.
Однако, основным аспектом успеха Турне является спорт. В отличие от чемпионатов мира или Олимпиад, которые проходят в один день, тут не бывает случайных победителей, поскольку исполнить восьмидневный поединок на высшем уровне на четырех разных трамплинах, полагаясь только на удачу, невозможно. В отличие от Кубка мира, где есть возможность ошибаться, на Турне каждая неудача лишает надежды на итоговый успех. Этот момент, наряду с огромным вниманием со стороны СМИ и зрителей, делает Турне настоящим испытанием даже для сильнейших и наиболее стойких.
Легендарное многодневное соревнование проходит ежегодно в одни и те же даты на тех же трамплинах: в немецких Оберстдорфе и Гармиш-Партенкирхене, а также австрийских Инсбруке и Бишофсхофене. Порядок проведения этапов Турне несколько раз изменялся: в 1953 году первым этапом был Гармиш, вместо Оберстдрофа, в сезонах 1956/57, 1961/62 и 1962/63 Гармиш стал третьим этапом, а Инсбрук – вторым. В сезоне 1971/72 Турне началось в Инсбруке, а Оберстдорф стал третьим этапом. В 2008 и 2022 годах этапы в Инсбруке были отменены из-за плохих погодных условий, и вместо них прошли дополнительные соревнования в Бишофсхофене.
В современном спорте большинство трамплинов Кубка мира профилированы согласно строгим стандартам безопасности, в то время как все четыре арены Турне отличаются друг от друга, каждая из них уникальна. Этот аспект делает соревнования еще более интересными и требовательными: чтобы одержать победу в общем зачете, необходимо быть настоящим универсалом и уметь адаптироваться к разным условиям.
Skijumping.pl
В числе четырех трамплинов Турне, австрийские арены представляют две крайности. «БергИзель» в Инсбруке – это самый сложный и специфический трамплин, среди всех используемых в Кубке мира. Короткая, но крутая гора разгона и резкий переход к короткому столу отрыва делают его настоящим испытанием для спортсменов. Высокий угол наклона стола делает точность и своевременность отталкивания критически важными – неверный толчок сделает зlanding невозможным.
Бишофсхофен, напротив, представляет собой обычный трамплин с длинной и плавной горой разгона. Грубо ошибиться здесь трудно. В свою очередь, «Шаттенберг шанце» в Оберстдорфе – это как «Инсбрук на малом ходу»: он также достаточно резкий, но менее экстремальный, а «Олимпиашанце» в Гармиш-Партенкирхене можно сравнить с «Бишофсхофеном на небольших оборотах».
Каждый из этих трамплинов – уникальное и значимое сооружение с особой атмосферой и богатой историей. Мы представляем вашему вниманию более детальное знакомство с каждым из четырех трамплинов Турне.
Оберстдорф
«Шаттенберг Шанце»
Построен в 1925 году
К-поинт: 120 м
Хилл-сайз: 137 м
Рекорд трамплина: 143,5 м, Сигурд Петтерсен (Норвегия), 29.12.2003
Skijumping.pl
Первый этап Турне проходит в Оберстдорфе, на юге Баварии. Местный лыжный клуб, безусловно, один из лучших и наиболее продуктивных в Германии, подаривший множество выдающихся спортсменов в разных дисциплинах. «Шаттенберг шанце» – это комплекс из пяти трамплинов, который предоставляет возможность заниматься прыжками спортсменам всех возрастов и уровней мастерства. Название трамплин получил от горы Шаттенберг, вершина которой расположена на высоте 1845 метров над уровнем моря, тогда как сам комплекс расположен на северо-западе этой горы.
Помимо первого этапа Турне, трамплин в Оберстдорфе также периодически принимает соревнования Кубка мира по двоеборью. Трижды, в 1987, 2005 и 2021 годах, зимняя столица Баварии принимала чемпионаты мира по лыжным видам спорта. Последняя масштабная реконструкция трамплина была проведена в 2003 году к чемпионату мира-2005.
Во время этой реконструкции был построен второй ярус трибун, что создало уникальную акустику. Каждый год десятки тысяч болельщиков на Турне создают невероятную атмосферу, которую многие считают лучшей в Кубке мира.
Из четырех этапов Турне два имеют фиксированные даты: Гармиш-Партенкирхен (квалификация – 31 декабря, основное соревнование – 1 января) и Бишофсхофен (5-6 января). Даты этапов в Оберстдорфе и Инсбруке – «плавающие». Турнир в Оберстдорфе проводится либо 28-29, либо 29-30 декабря. В последнее время организаторы все больше склоняются к проведению его 28-29 декабря, чтобы растянуть многодневку до 10 дней и создать один дополнительный день отдыха.
Стоит отметить, что Оберстдорф мог вовсе не стать частью Турне: первоначально планировалось, что первый этап пройдет на трамплине в Фуссене. Однако эта арена давно закрыта и разрушена. Найти остатки трамплина среди местного леса довольно сложно:
x.com
Рекорд трамплина в Оберстдорфе является самым старым среди всех четырех арен. Он был установлен 29 декабря 2003 года – в первый раз, когда турнир прошел на «Шаттенберг шанце» после renovations. В тот день Сигурд Петтерсен во второй попытке улетел на 143,5 метра. Этот прыжок принес норвежцу победу на первом этапе и позволил ему занять первое место в общем зачете Турне, которое он так и не уступил.
Исторически, немцы показывают лучшие результаты в Оберстдорфе. Сборная Германии трижды выигрывала на «Шаттенберг шанце»: Дитер Тома (1988, 1989, 1996) и Мартин Шмитт (1998, 1999, 2000) стали триумфаторами, повторить их достижение смог только японец Рёю Кобаяси (2018, 2019, 2021).
Гармиш-Партенкирхен
«Гроссе Олимпиашанце»
Построен в 1933 году
К-поинт: 125 м
Хилл-сайз: 142 м
Рекорд трамплина: 144 м, Давид Кубацки (Польша), 1.1.2021
Skijumping.pl
Второй этап Турне – это знаменитые новогодние прыжки в Гармиш-Партенкирхене. Традиция проводить здесь соревнования 1 января началась еще в 1922 году – задолго до прибывання Турне, и даже до постройки «Олимпиашанце». До 1933 года на этом месте находился другой трамплин. Однако гитлеровская Германия получила право на проведение зимней Олимпиады 1936 года, и в преддверии этого события был построен новый олимпийский комплекс трамплинов.
Олимпиашанце стал главной ареной Игр 1936 года. В зоне выката был построен лыжный стадион, который служил как трибунами для соревнований, так и стартовой/финишной зоной для лыжных гонок. Здесь также проводились церемонии открытия и закрытия Олимпиады.
Новогодние прыжки в Гармиш-партенкирхене быстро приобрели статус престижного мероприятия, и вокруг них стала формироваться идея австро-немецкой прыжковой недели, именно так сначала называлось Турне. Арена неоднократно подвергалась реконструкциям в 1950, 1978 и 1996 годах, однако они в основном касались косметического ремонта. Строение, на момент постройки считавшееся передовым, постепенно стало устаревшим и не соответствующим стандартам безопасности FIS. Гора приземления имела свои недостатки и значительная часть приземлений приводила к недовольству.
В 2007 году местные власти провели радикальную реконструкцию. Гору разгона снесли и построили новую, с учетом всех современных требований. Зона приземления также была улучшена, что делает трамплин в Гармиш-Партенкирхене самым современным среди четырех арен Турне. Оринальная арена, принимавшая Олимпиаду-1936, осталась лишь в виде трибун, которые остались нетронутыми. Кстати, они используются не только во время прыжковых соревнований – зона выката также служит финишной зоной во время соревнований Кубка мира по горным лыжам.
Этап в Гармиш-Партенкирхене всегда служит символом перехода из старого года в новый: квалификация проходит 31 декабря, а основные соревнования – 1 января. Однако в новогоднюю ночь 1999/2000 годов легендарный Дитер Тома совершил свой прощальный прыжок в карьере именно здесь, совершив прыжок в старом году и приземлившись в новом. Это прощание чемпиона Турне 1990 года получилось эффектным и символичным.
Рекорд Олимпиашанце относительно свежий и был установлен 1 января 2021 года Давидом Кубацки, который на тот момент уже успешно выступал на Турне. Он улетел на 144 метра во второй попытке и тем самым выиграл этап, к сожалению, при отсутствии зрителей из-за пандемии.
Инсбрук
«БергИзель»
Построен в 1930 году
К-поинт: 120 м
Хилл-сайз: 128 м
Рекорд трамплина: 138 м, Михаэль Хайбёк (Австрия), 4.1.2015
Skijumping.pl
Парадоксальная ситуация: «БергИзель» в Инсбруке – наименее мощный из четырех трамплинов Турне, однако именно он обычно становится ключевым в борьбе за общий зачет. Это связано с уникальностью трамплина и территориальными ограничениями, из-за которых невозможно масштабная реконструкция арены. Трамплин ограничен частной территорией, где владельцы отказываются ее продавать, что исключает возможность увеличения его мощности.
Также ограниченная территория диктует необходимость использования неудобного контр-склона для выката. Трамплин и его трибуны в форме амфитеатра придают уникальную акустику и атмосферу, за что «БергИзель» получил прозвище «Hexenkessel» (котел). Здесь часто австрийские болельщики создают действительно неприятные условия для соперников.
Еще одна причина, почему этап в Инсбруке, как правило, решающий – это сложные погодные условия. «БергИзель» расположен недалеко от города на открытом склоне горы, где часто наблюдаются изменения в ветре и условиях видимости в течение дня, что вводит в соревнования элементы неожиданности.
Работы по улучшению условий продолжаются. В прошлом году директор Кубка мира Сандро Пертиле и мэр Инсбрука согласовали установку искусственного освещения на трамплине, что позволит проводить соревнования в вечернее время. Ожидается, что в 2026 году Турне на «БергИзеле» пройдет впервые в вечернее время.
Трамплин был построен в 1930 году для чемпионата мира-1933, который проходил здесь. Реконструкции проводились в 1964 и 2003 годах, первая приурочена к Олимпийским играм-1964. В 1976 году Инсбрук также принимал зимние Олимпийские игры.
«БергИзель» также проводил дважды чемпионаты мира – в 1985 и 2019 годах. Так как в Зеефельде не оказалось достаточного трамплина, часть прыжков проводили в Инсбруке.
Официальный рекорд трамплина принадлежит Михаэлю Хайбеку, который 4 января 2015 года прыгнул на 138 метров, но его приземление не считается чистым, потому что он коснулся земли рукой.
В тот же день его напарник по команде, Штефан Крафт, показал результат на один метр меньше, но приземлился абсолютно чисто.
Бишофсхофен
«Пауль Ауссерляйтнер Шанце»
Построен в 1943 году
К-поинт: 125 м
Хилл-сайз: 142 м
Рекорд трамплина: 145 м, Давид Кубацки (Польша), 5.1.2019
Skijumping.pl
Заключительная остановка Турне – Бишофсхофен, который географически расположен дальше от трех других арен. Хотя «Пауль Ауссерляйтнер Шанце» – самая мощная из четырех арен Турне и принимает последний этап, она редко становится решающей в борьбе за общий зачет. Это связано с плавностью и простотой этой арены.
В последний раз на финальном этапе в Бишофсхофене лидер общего зачета Турне менялся в 2017 году, когда Даниэль Андре Танде не смог удержать 1,7 балла преимущества над Камилем Стохом. Случаи, когда последний этап перекраивал общую таблицу, происходили очень давно.
Трамплин в Бишофсхофене назван в честь австрийского прыгуна Пауля Ауссерляйтнера, который погиб здесь во время прыжка в январе 1952 года, за год до первого Турне. Реконструкция арены в последний раз проводилась в 2003-2004 годах.
Бишофсхофен ни разу не был столицей Олимпиад или чемпионатов мира, но в 1999 году здесь проводились соревнования мундиаля, организованного в соседнем Рамзау. Так же, как и в Инсбруке с Зеефельдом, в столице мундиаля не было 120-метрового трамплина, поэтому соревнования перенесли сюда. Дважды в истории Бишофсхофен принимал сразу два этапа Турне в одном сезоне – в 2008 и 2022 годах, когда этап в Инсбруке отменяли из-за нежелательных погодных условий.
Рекорд трамплина в Бишофсхофене составляет 145 метров и принадлежит, как и в Гармиш-Партенкирхене, Давиду Кубацки, который 5 января 2018 года улетел на 145 метров во время квалификации.