Укрепление рубля стало причиной того, что туристы замечают: сейчас их отдых обойдётся дешевле, чем в начале периода раннего бронирования. Люди, которые приобретали туры во время резкого роста доллара и евро, стремятся аннулировать свои брони и оформить новые. Больше всего таких запросов поступает по Турции. Представители турагентств 13 марта проинформировали Profi.Travel о ситуации на рынке и о новой «опасной» тенденции среди туроператоров.
Туроператоры в социальных сетях делятся историями о снижении цен на туры, которое происходит на глазах у клиентов, вызывая желание быстро перебронироваться для экономии. Например, туристы приобрели тур в Турцию на майские праздники по акции раннего бронирования, а теперь обнаружили аналогичное предложение у другого оператора — на 30 тыс. руб. дешевле. Штраф за аннулирование составляет 60 евро, следовательно, есть возможность сэкономить.
К встречающимся случаям относится и более значительная экономия: отказ от тура у одного туроператора и бронирование у другого может вернуть 80 или даже 150 тыс. руб. Некоторые туристы хотят не только сэкономить, но и получить больше — просят добавить несколько дней к поездке уже по новым ценам. Однако такое «переигрывание» далеко не всегда возможно. Туроператоры жалуются: уже «глаз начинает дергаться», когда очередные клиенты обращаются с вопросами о подешевевшем туре.
Светлана Обоянская, руководитель агентского объединения НОТА, подтвердила, что снижение цен на туры связано с серьезным падением курса валют. «Цены на отдых в Турции привязаны к евро, и, если зимой курс достигал 115 руб., то сейчас он составляет около 95 руб., — объяснила она. — Таким образом, туры в Анталию, к примеру, из Перми или Екатеринбурга для семьи стали значительно дешевле — разница доходит до 100 тыс. руб. Однако всем, кто стремится всё переиграть, я всегда задаю вопрос: «А если бы курс поднялся, вы бы доплатили эту сотню?» Доплачивать никто не хочет».
По словам эксперта, зачастую при аннулировании брони нет никакой гарантии, что отель подтвердит новую. Тем более, что хорошие гостиницы уже стали недоступны.
«Действительно, цены начали немного снижаться, но не на все отели, — рассказала Profi.Travel турагент из сообщества Loyalty Анастасия Волкова (ИП Волкова). — Это может быть следствием снижения курса, а также конкретной акцией. Если клиенты хотят перебронироваться у того же туроператора, компании часто отказываются согласовать цену по новому СПО, или мотивация заключается в том, что отель не подтверждает новое бронирование. В таком случае выход только один — аннулировать и забронировать у другого оператора. Однако это несёт риск не попасть в ту же гостиницу или не сесть на выбранный рейс».
По её словам, в каждом случае необходимо взвешивать все «за» и «против»: стоимость тура в валюте и сумма ФПР — и оценивать, будет ли выгода существенной. «Если турист оплатил 100%, можно рискнуть, но могут возникнуть проблемы с возвратом средств. Некоторые туроператоры возвращают деньги сразу, другие — от недели до месяца после намеченной поездки. Если турист сделал предоплату лишь 20% по раннему бронированию, то следует обращать внимание на стоимость в валюте. Скорее всего, цена изменилась из-за курса и доплата будет уже по новым, не столь масштабным, расценкам», — пояснила она.
Генеральный директор сети агентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян подтвердил, что случаи, когда туристы покидают одного оператора, оплачивают небольшой штраф и бронируют у других, действительно существуют. Однако таких случаев не более
По его словам, в настоящее время наблюдается ещё одна опасная тенденция, которая принимаёт массовый характер. Многие туроператоры, увидев сожалению, что курс евро стремительно снижается, начали повышать цены на туры в валюте, чтобы сохранить прежнюю стоимость в рублях. Это в первую очередь касается Турции.
«Допустим, тур стоил 500 тыс. руб., условно — 5 тыс. евро. С падением курса цена упала до 450 тыс. И тогда туроператор повышает цену на 10%, до 5,5 тыс. евро, чтобы сохранить стоимость в рублях на уровне 500 тыс., — объяснил эксперт. — Это действительно опасная тенденция. Я хочу предупредить туроператоров: мы, турагенты, внимательно следим за этой ситуацией. Никаких оправданий этому быть не может: отельеры и авиакомпании предоставили твёрдые контрактные цены в евро. Для туроператоров ничего в евро не подорожало. Поэтому нет оснований повышать цены в валюте, чтобы сохранить рублёвую стоимость».
Глава сети подчеркнул, что такая стратегия не характерна для всех туроператоров, однако проблемы на рынке ощущаются довольно остро.