Горнолыжная индустрия России демонстрирует два ключевых тренда: с одной стороны, наблюдается рост интереса к активным зимним видам отдыха, с другой — происходит развитие самого сектора, появляются новые горнолыжные территории и подъемники. Для того чтобы удовлетворить растущий спрос и предложение, необходимы ресурсы, как финансового, так и промышленного характера.
Отечественный бизнес активно выполняет эту задачу, вкладывая силы и средства в развитие курортной инфраструктуры, оборудования и технологий.
Нагрузка растет – курорты на подъеме
Только что начавшийся горнолыжный сезон 2024-2025 уже демонстрирует значительный рост спроса на активный отдых. Интернет-платформы, где предлагаются туры и жилье, сообщают о росте интереса. Примером могут служить данные «Авито», согласно которым россияне активно посещают сочинские склоны и курорт Шерегеш в Кемеровской области. Платформа «Островок» также сообщает, что в пятерку популярных курортов вошли Красная Поляна, Эсто-Садок, Архыз, Шерегеш и Домбай.
Поток горнолыжников также увеличивается и на Чегете в Приэльбрусье.
«На Чегете нет лучшего места для фрирайда!» — заявляют поклонники этого стиля катания: Чегетский хребет предлагает горы для самых смелых, длина спусков достигает 20 километров, а канатные дороги поднимают туристов на высоту до 3 километров.
На российские склоны большие планы строят не только любители активного отдыха, но и профессиональные спортсмены. Старший тренер мужской сборной России по лыжным гонкам Юрий Каминский замечает, что качественные тренировки лыжников успешно проходят на базах в Архызе, на Домбае и в Терсколе. Важно отметить, что лыжные гонки и биатлон начинают «кооперироваться» с горнолыжным спортом — это является работой с прицелом на будущее.
«Игры-2026 будут проходить на высоте, и уже сейчас необходимо обратить внимание на «горняков», хорошо чувствующих себя в таких условиях»
Юрий Каминский
Старший тренер мужской сборной России по лыжным гонкам
На зимних Олимпийских Играх 2026 года в Италии в соревновательную программу впервые за два десятилетия вводится новый вид спорта — лыжники будут проходить дистанции на горных склонах, это так называемый ски-альпинизм («скимо»).
Таким образом, в ближайшие годы нагрузка на наши горнолыжные курорты только возрастет: как любители горных лыж, так и спортсмены будут всё чаще выбирать российские курорты вместо зарубежных.
Курорты несут двойную ответственность. Увеличение числа туристов — это только плюс, однако качество предоставляемых услуг не должно падать ни на миллиметр, в том числе не должно быть сбоев в работе техники и оборудования. Оба сегмента аудитории предъявляют высокие требования: как опытные туристы, так и профессиональные лыжники.
Техника на высоте! Но какая именно?
С каждым годом российские курорты инвестируют всё больше в собственное оснащение. После прекращения сотрудничества с Европой в сфере высокотехнологичного оборудования пришлось искать новые пути и предложения.
Россия начинает налаживать сотрудничество с Востоком, и Китай активно входит в различные отрасли российской экономики, включая горнолыжную инфраструктуру.
Например, в КНР действует завод BMHRI, который покрывает до 50% потребности китайского рынка канатных подъемников и разрабатывает местные стандарты безопасности. Однако не все курорты охотно отправились изучать предложения, посчитав их невыгодными.
«Канатная дорога для курорта нужна под ключ — и строительство, и дальнейшее обслуживание, и ремонт. С Китаем все будет сложнее и дольше.»
Из тех регионов, которые рассматривали китайский вариант — Челябинская, Иркутская, Новгородская области, Приморье — только последний решился установить подъемник BMHRI на своем новом курорте. Судить о правильности этого выбора можно будет лишь со временем. Однако стоит помнить, что Китай явно не дотягивает до качества швейцарских или немецких брендов, которые строят свои подъемники с прошлого века.
«Бренд Doppelmayr построил более 15 тысяч подъемников в 96 странах. Китай следует по стопам Европы, но отстает как минимум на 20 лет.»
Также важно учитывать и гарантийные сроки для подобного оборудования, которое работает в условиях высокого риска (трудные эксплуатационные условия, большие высоты, сложные механизмы, перевозка людей). Профессор РЭУ имени Плеханова Павел Журавлев, располагающий значительным практическим опытом в машиностроении, отмечает, что в начале 2000-х годов китайские компании предлагали гарантию на свою технику в 7 раз меньше, чем российские производители:
«Мы разработали новый вариант ходовой части с колесной базой железнодорожных вагонов, выполнив гарантию на 350 тыс. километров, в то время как китайцы обещали, что их продукция выдержит только 50 тыс. километров. Это крайне мало для такого мощного оборудования.»
Безусловно, сложная техника должна иметь широкую гарантию, подтверждающую её надежность.
Некоторые российские курорты уже наладили тесное сотрудничество с отечественными производителями. Например, в Краснодарском крае, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Чечне уже активно рассматриваются и устанавливаются отечественные канатные дороги. Холдинг РУСЛЕТ уже в 2025 году установит современный подъемник на новом курорте «Турьев Хутор», подъемники возводятся также на курортах «Мамисон» и «Ведучи».
«В новом году эта компания планирует начать выпуск полностью локальных канатных подъемников без импорта деталей.»
Холдинг обещает выпускать до 15 канатных дорог в год. Всё будет зависеть от роста спроса: производственный потенциал велик.
Курорты также переходят на использование отечественных запчастей и комплектующих, включая программное обеспечение и блоки управления, что избавляет от проблем с логистикой и стоимостью зарубежных поставок. Важнейшая часть такого партнерства — сервис — также обеспечивается силами РУСЛЕТ, у которой есть собственные инженеры. Компания стремится размещать свои инженерные центры в регионах с развивающейся горнолыжной отраслью, чтобы быстро осуществлять поддержку.
Не отстают и российские производители ратраков. Например, компания UMG создала новую модель ратрака, которая может работать как на равнине, так и на склонах.
Как и производители канатных дорог, UMG планирует в 2025 году запустить серийное производство своих машин — до 115 единиц в год. А к 2029 году они планируют значительно увеличить объемы производства.
«Нам важно максимально импортозаместить продукцию зарубежных производителей на отечественном рынке.»
Константин Николаев
Генеральный директор UMG
Уже сейчас ратраки работают в Хакасии, Красноярском крае, Иркутской области и Кузбассе, а также на горнолыжной базе ФАУ МО РФ ЦСКА.
Сыктывкарские специалисты также создали собственный ратрак — модель SKICAT SC240. Эта компания имеет более 25 лет опыта в производстве снегоуплотнителей, используемых для подготовки горнолыжных склонов и трасс.
«Наша отечественная разработка ничуть не уступает западным аналогам по функциональным возможностям. Наша техника применяется на склонах Алтая, Урала, Иркутской области, Татарстана и Республики Коми.»
Представители компании
Российские производители демонстрируют успех
Тенденция перехода на отечественное оборудование и успешной замены импортных предложений затрагивает разные сферы экономики. Например, производители медицинской техники и препаратов, участники Российской недели здравоохранения, прошедшей в декабре в Москве, отмечают значительный рост интереса к российской продукции со стороны заказчиков — крупных компаний и больниц.
«Китайские аналоги сейчас активно входят на рынок РФ, но наши клиенты отмечают, что качество продукции из Китая значительно ниже, и не хотят идти на риск. Особенно когда речь идет о таких критически важных задачах, как дезинфекция операционных и санитарная обработка — в этих вопросах рисковать никто не готов. Крупные российские предприятия работают на рынке уже 20-30 лет и более, им доверяют», — сообщили представители одной из ведущих厂家 по производству дезинфицирующих средств.
Российские производители сейчас фактически получили карт-бланш для развития. Вот еще один пример от участника предприятия, занимающегося производством бытовых химических средств:
«Ранее конкуренция со стороны европейских производителей была жесткой. Наш завод долгие годы производит стиральные порошки. Несмотря на это, заказчики предпочитали импортные товары. Однако сейчас конкуренты с зарубежных рынков исчезли или значительно сократились, и мы начали заключать крупные контракты. Нашу продукцию используют, например, крупные транспортные компании для поддержания чистоты в поездах, самолетах и автобусах. Некоторые европейские компании пытаются вернуться на российский рынок, но клиенты не хотят их продукцию, так как оценили качество наших товаров.»
Такой естественный отбор является хорошим стимулом для экономики. Рынок сам отбирает правильные предложения, оставляя лишь качественные товары.
Можно предположить, что по аналогии будет развиваться и горнолыжная сфера России. Теория — это хорошо, но практика показывает, что она соответствует высоким требованиям курортов и туристов.
Прогнозируется, что производители сложного оборудования, включая подъемники, будут получать еще больше заказов, так как в действительности подтверждают высокое качество своей продукции и сервиса.
Читайте похожие материалы на Daily Moscow: