Российские горнолыжные курорты тщательно готовятся к началу нового сезона и продолжают активно усовершенствовать свою инфраструктуру и оборудование. Это не просто необходимость, но и стремление создать современные и удобные подъемные системы, чтобы привлекать туристов и обеспечивать прибыль. Как показывает практика, мы способны достигать этих целей самостоятельно, без привлечения зарубежных специалистов.
Горные лыжи вновь на вершине популярности
С первых дней нового горнолыжного сезона стало ясно — этот вид зимнего отдыха набирает популярность! Российские курорты могут смело конкурировать с зарубежными: они предлагают комфортные условия, а почти в каждом регионе с горнолыжными трассами открываются новые отели и развивающаяся инфраструктура. Данные подтверждают рост этого сектора. Например, в курорте «Большой Вудъявр» в Мурманской области в сезоне 2023-2024 побывало более 405 тысяч человек, что на 21% больше по сравнению с прошлым сезоном. В этом году ожидаются еще более впечатляющие цифры. Курорт «Архыз» в Кабардино-Балкарии нацелен на прием миллионного туриста. Новые курорты также свидетельствуют о востребованности неизведанных трасс: такой, как «Мамисон» в Северной Осетии, который уже принимает своих первых горнолыжников.
Благодаря растущим техническим возможностям курортов, большой спорт также начинает обращать на них внимание. К примеру, весной 2024 года в Кировске прошел Тур «Большой Вудъявр» в финале Кубка России по лыжным гонкам. Впервые в стране спортсмены преодолели дистанцию от стадиона «Горняк» по лыжным трассам городского парка с финишем на верхней точке горы Айкуайвенчорр, прямо у ресторанного комплекса «Плато», где комментирование велось даже с ратрака! Этот уникальный забег стал одним из самых захватывающих событий сезона в лыжных гонках.
На курорте «Манжерок» в этом сезоне запланировано более 50 соревнований — почти на треть больше, чем в предыдущем зимнем сезоне. Среди них — чемпионат России по горнолыжному спорту, чемпионат и первенство Сибирского федерального округа, а также всероссийские инклюзивные соревнования «Кубок Мечты» среди детей и многое другое.
Достойное наследие
Какими ресурсами курорты обустраивают свои старые и новые площадки? Западные производители канатных дорог и другого оборудования, покинув Россию, вероятно, полагали, что внутренний туризм страны останется без развития. Но это оказалось ошибкой. Напомним, что еще в советское время у нас была сильная школа проектирования и производства канатных дорог.
Неизбежно следует использовать это наследие, а также профессионализм современного поколения инженеров и разработчиков. Сегодня отечественные производители активно развивают это направление в машиностроении, а курорты с интересом изучают их предложения и уже на практике оценивают качество. Начали с освоения процессов поставки запчастей: ведущий производитель канатных дорог холдинг РУСЛЕТ смог оперативно и в значительных объемах обеспечить курорты комплектующими. Отечественные запчасти уже установлены на подъемниках курортов «Эльбрус» и «Большой Вудъявр», и здесь все довольны результатом. Есть с чем сравнить: параллельный импорт занимает много времени, а стоимость европейских комплектующих может увеличиться до 400% от реальной цены. Другой вариант — покупка запчастей в Китае — уже показал, что китайские поставщики больше обещают, чем выполняют. Например, фанпарк «Бобровый лог» в прошлый сезон запрашивал запчасти в КНР (зажимы и детали системы электронного управления), но так и не дождался поставок.
РУСЛЕТ также демонстрирует успехи в обеспечении курортов канатными подъемниками. Направление имеет грандиозные планы. В этом горнолыжном сезоне отечественные канатные дороги будут установлены на курортах «Мамисон» (Северная Осетия) и «Турьев Хутор» (Сочи). Партнерство налаживается и с курортом «Архыз», где планируется установить два подъемника этого производителя. Что устраивает курорты? Сроки, качество и надежность. Современные канатные дороги РУСЛЕТ с марта 2025 года начнут производиться на новом масштабном заводе в Твери, где будет задействовано больше оборудования и квалифицированных специалистов.
Ситуация аналогична и с ратраками. Долгое время Россия зависела от импортных ратраков. Однако у отечественной промышленности есть все возможности для самостоятельного производства таких технически сложных машин. В СССР были сделаны отдельные разработки в Тольятти, Карелии и Челябинске. И теперь страна возвращается к своим традициям. В Челябинске был разработан мощный образец отечественного ратрака, а проект «Ратрак-Урал» достиг локализации своей машины на уровне 75%. Машиностроительный холдинг «Синара-Транспортные Машины» в 2024 году представил собственный ратрак «Синара-400» и готовится запускать его в серию, используя исключительно отечественные компоненты.
К масштабам — без риска
Российская экономика успешно устанавливает новые рекорды без помощи иностранных партнеров. Например, в конце 2026 года будет введен в эксплуатацию первый опытный поезд высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва–Санкт-Петербург, а к 2030 году на этом направлении будет курсировать до 30 поездов. Изначально планировалось участие КНР в этом масштабном проекте, однако Россия изменила свои планы и исключила китайских партнеров. Мы также обходимся без западной помощи. «Коллеги убежали, но технологии и возможности остались. На их «Сапсан» мы ответим «Белым кречетом», — отметил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров, как сообщили ТАСС.
Важно отметить, что высокоскоростные электропоезда производятся на заводе «Уральские локомотивы», входящего в холдинг «СТМ» («Синара — Транспортные Машины»), который, как отмечалось ранее, работает над созданием ратраков для нужд туристической отрасли. Наши специалисты способны производить как качественные скоростные локомотивы, так и отличные ратраки и подъемные системы — все возможности на месте.
«Если мы можем самостоятельно производить такие сложные высокотехнологичные вещи и отказываемся от помощи Китая в высокоскоростных магистралях, то так же следует поступать и в других ведущих секторах экономики, в том числе в туризме. От добра добра не ищут: если у нас есть свои разработки и технологии, нет смысла что-либо закупать за границей. Практика показывает, что наши промышленные холдинги справляются с поставленными задачами», — считает Кирилл Дубнов, инженер, специалист по техническому обслуживанию спортивных комплексов.
Россия также рассматривает свои проекты канатных подъемников, предлагаемые китайским производителем BMHRI. Однако если Россия сомневается в возможностях Китая даже в рамках ВСМ, то зачем нужно курортам китайское оборудование? При наличии возможностей у российских компаний, которые ближе, понятнее и конкурентоспособны?
В горнолыжной сфере Китай не достиг значительного успеха, хотя и показывает позитивные результаты в сегменте ВСМ. Например, руководитель фанпарка «Бобровый Лог» Константин Нестеров, говоря о ратраках и системах снегообразования, отмечает: «На 2024 год китайские производители не создали конкурентоспособной техники по сравнению с европейскими аналогами».
В то время как отечественные разработки показывают отличные результаты. Например, на курорте «Эльбрус» обновили подъемник, установив отечественные ролики, для которых был разработан специальный состав резины. Эти ролики проработали более 2500 моточасов и подтвердили свое качество.
С китайскими канатными дорогами существует еще одна проблема: в Китае понижены стандарты безопасности и гарантийные сроки на подъемное оборудование. Установив такой подъемник, курорты рискуют своей безопасностью. «Не каждый курорт может рискнуть и вложить миллионы в некачественную канатную дорогу, которая может оказаться неработоспособной в первый же сезон и потребовать доработки», — отмечает руководитель «Большого Вудъявра» Александр Сергиенко.
Антон Зубихин, заместитель генерального директора по продажам Группы «Синара», ранее делился статистикой, которая подтверждает риски китайского оборудования: «С Китаем работает формула 3/5: три единицы техники из пяти функционируют. Это наблюдается по другим конкурентным нишам. Кто хочет рисковать — ради бога». Такие показания не добавляют оптимизма.
«Вывод напрашивается: вряд ли китайские механизмы подойдут для горнолыжных комплексов. Слишком велика ответственность, чтобы создавать себе еще одну головную боль, — резюмирует Кирилл Дубнов. — Если я окажусь на месте руководителя горнолыжного курорта, я бы стал опираться на выгодность. Что выгодно для бизнеса? Получать качественные детали, которые могут работать тысячами моточасов без сбоев. Чтобы в системе работало все до единого компонента, а не три из пяти! Никаких компромиссов, работоспособность должна составлять 100%. Тогда я окажусь в выгодной позиции. Еще мне необходимо быстро получать запчасти и сервисное обслуживание, а не ждать месяцами и умолять сторонних поставщиков о ремонте неработающего подъемника. В итоге, разумнее наладить партнерство с отечественными производителями.