Джаспер Шили – всемирно признанный эксперт в исследовании травматизма на горнолыжных трассах. Его многолетние исследования могут вас удивить.
С более чем 50-летним опытом в изучении травм на склонах и свыше 100 опубликованных работ, основное внимание Шили было сосредоточено на горнолыжных шлемах.
В конце 1960-х годов, будучи студентом факультета инженерии человеческих факторов, Джаспер искал тему для своей магистерской диссертации. Его жена предложила рассмотреть катание на лыжах. Шили сначала считал это слишком простой темой, но его жена убедила его, что поскольку люди получают травмы на лыжах, исследовать нужно, в том числе и роль шлемов.
Это исследование стало революционным, нарушив прежние представления о травмах. Он выявил, что на вероятность травм влияет способ обучения катанию на лыжах (самообучение или уроки) и форма, также заметил, что мужчины чаще ломают ноги, тогда как женщины страдают от травм колен.
Шили получил степень доктора философии и начал свою исследовательскую карьеру в Рочестерском технологическом институте, проводя публичные лекции по всему миру.
Основываясь на своих более чем 50-летних исследованиях, Шили подчеркивает необходимость ношения шлемов.
Шлем не всегда сможет спасти вас
«Типичный фатальный сценарий происходит, когда кто-то внезапно выскакивает на краю трассы», — говорил Шили. «Лыжник, испугавшись, может зацепиться за что-то или врезаться в дерево. Если вы упадете на жесткий лед в шлеме, то, вероятно, получите сотрясение мозга, но не смертельную травму. На более мягком снегу вероятность сотрясения почти нулевая. Однако при столкновении с деревом на высоких скоростях, даже в шлеме, последствия могут быть фатальными».
В 1990 году, когда шлемы впервые привлекли его внимание, их носили только профессиональные лыжники, и никто не знал, защищают ли они от травм. Была даже версия, что шлемы могут увеличить риск во время падения, но аргументов «за» или «против» не было, поэтому Шили сам начал собирать данные.
«В 1990 году я начал исследование», — поделился он в интервью GearJunkie. «Это был незапланированный эксперимент… За 20 лет, с 1990 по 2010 год, использование шлемов выросло с 5% до 95%».
С ростом числа людей, носивших шлемы, данные Шили становились все более обширными и поддавались количественной оценке.
Родители, заботясь о безопасности своих детей, начали надевать им велосипедные, хоккейные и даже мотоциклетные шлемы перед катанием на лыжах.
«Часто родители покупали слишком большие шлемы, на вырост», — вспоминает Шили. «Но тогда шлем мог болтаться на голове, увеличивая риск получения травмы».
Шили добавил изучение шлемов в свое долгосрочное исследование лыжных травм на курорте Sugarbush в Вермонте, начатое в 1972 году и продолжающееся по сей день.
Мужчины гибнут на лыжных трассах чаще, чем женщины
Шили также изучал гендерные различия в травмах на склонах.
«Доля мужчин среди погибших за последние годы возросла с 85% до более 90%. У женщин значительное количество смертей происходит в результате столкновений с мужчинами, катающимися на высокой скорости», — утверждает он. «Чтобы реально снизить травматизм и смертность на склонах, курорты должны разместить плакат «Парням вход воспрещен». Это могло бы снизить уровень смертности на 85%-90%, может быть, даже больше, поскольку это спасло бы некоторых женщин», — грустно шутит он. «Это ужасное наблюдение, но оно правдиво».
Тед Лигети тестирует лыжи DPS (фото/DPS)
Проанализировав более 2000 случаев смертельных травм, Шили заметил, что 45 людей, которые ежегодно погибают на лыжах, обычно это мужчины, катающиеся на высокой скорости по синей трассе и сталкивающиеся с неподвижными препятствиями (в основном деревьями).
Но что такое «высокая скорость»? Исследователь отправился на склоны, особенно на длинные, прямые синие трассы Бристольской горы, Deer Valley и Sugarbush.
«Мы прятались с радарами за деревьями, потому что, как на шоссе, люди замедляются, видя, что за ними следят», — говорит он.
Наблюдения показали, что мужчины катаются быстрее женщин, лыжники – быстрее сноубордистов, а эксперты – быстрее остальных. В солнечную погоду все катаются быстрее, и средняя пиковая скорость на склонах составляет около 27 миль в час.
Следующим шагом было смоделировать столкновение лыжника с деревом в лабораторных условиях. Бросая шлем на стальную наковальню с разных высот, команда пыталась определить, какой удар может выдержать пластиковая оболочка и пенопластовая подкладка шлема.
На скорости 30 км/ч шлем уменьшал силу удара примерно на 75%. Однако этого все равно недостаточно, чтобы предотвратить смертельную травму. При столкновении с деревом на синей трассе вероятность смерти составляет около 99,9%».
До 2000 года Шили сам не носил шлем. Но данные, собранные за эти годы, сделали его настоящим поклонником горнолыжных шлемов. «Точно так же, как я не сяду в машину без ремня безопасности, я не встану на лыжи без шлема».
Теперь, в возрасте 83 лет, Шили не выходит на склоны Deer Valley без шлема, катаясь со своей дочерью.
Так стоит ли носить шлем? Это и не вопрос… Да, безусловно, да!
«Если вы собираетесь кататься на лыжах, наденьте шлем, но не надейтесь на чудо. В любом случае шлем обязательно нужно носить», — говорит Шили. «Только не ждите, что он вас спасет, если вы врежетесь в неподвижный объект».
Согласно собранным данным, за 17 сезонов (1995-2012 годы) шлемы сократили количество нефатальных травм головы, таких как легкое сотрясение мозга, почти на 70%. Однако, к удивлению Шили, количество погибших не изменилось. «Главный вопрос — почему шлемы не спасают жизни людей?»
Большинство фатальных травм — не на черных трассах
Хотя шлемы снижают уровень травм головы, уровень смертности на склонах остается на уровне 0,7 смертельных случаев на миллион посетителей. Этот показатель не изменился даже при высоком уровне их использования.
«Мы решили исследовать, с какой скоростью катаются лыжники. Мы прятались с радаром за деревьями, кустами, опорами подъемника», — рассказал он. «Среди скоростей, которые мы фиксировали на синих трассах, 43,5 км/ч, а скорость, необходимая для смертельного столкновения, составляет около 30 км/ч».
«На настоящих черных трассах количество смертей не рекордное, потому что лыжники обычно не катаются там на большой скорости».
За прошедшие десятилетия Шили изучил взаимосвязь между скоростью отрыва и дальностью полета с трамплина, временем реакции лыжников и сноубордистов, гендерные различия в травмах, влияние формы лыж на частоту травм при катании на горных лыжах и многое другое.
Вот некоторые из его работ:
— Роль шлемов в смягчении травм головы: эпидемиологическое исследование травм головы у лыжников / Role of Helmets in Mitigation of Head Injuries: Epidemiologic Study of Head Injuries to Skiers (2015),
— С какой скоростью участники зимних видов спорта передвигаются по горнолыжным склонам? / How Fast Do Winter Sports Participants Travel on Alpine Slopes? (2005),
— Уменьшают ли шлемы смертность или просто изменяют модели смертности? / Do Helmets Reduce Fatalities or Merely Alter the Patterns of Death? (2008),
— Статистика и способы смерти в США: различия в сноуборде и лыжах, 1991/92 по 1998/99 / Rates and Modalities of Death; Snowboarding and Skiing Differences, 1991/92 Through 1998/99 (2015).
Лыжники погибают чаще, чем сноубордисты
Изучая смертность лыжников по сравнению со сноубордистами, исследователи выяснили, что уровень смертности лыжников статистически выше, хотя травматизм среди сноубордистов выше.
Согласно исследованию, общий уровень фатальных травм среди сноубордистов на 54% выше, чем у горнолыжников. Хотя травматизм при катании на горных лыжах на 35% ниже, чем при катании на сноуборде.
Исследования Национальной ассоциации горнолыжных курортов (NSAA) подтвердили это. Травматизм среди сноубордистов на 50-70%, но погибают они на 33% реже, чем лыжники.
Одна из возможных причин этого – если лыжи при падении отстегиваются, то быстрое неуправляемое скольжение лыжника может повысить вероятность столкновения с неподвижным объектом.
Типы смертельных случаев также различаются между лыжниками и сноубордистами. Были зафиксированы случаи столкновений, которые чаще происходят среди лыжников, в то время как столкновения, связанные с прыжками и деревьями, чаще происходят среди сноубордистов.
Защитные маты не защищают от удара
Вы когда-либо замечали яркие защитные маты, которыми горнолыжные курорты оборачивают опоры подъемников и прочие столбы? В 2020 году Шили выпустил статью «Роль защитных матов в снижении последствий травм головы и шеи на горнолыжных курортах».
Он обнаружил, что эти накладки практически не снижают вероятность травм головы и позвоночника при столкновении на скорости более 9,8 миль в час (что ниже средней скорости для начинающего лыжника в 10,1 миль в час).
Поскольку в исследовании рассматривались столкновения головой вперед, результаты не обязательно применимы ко всем типам столкновений с мягкими объектами. Однако Шили и его команда обнаружили, что эти мягкие маты не смягчают последствия ударов головы и позвоночника в большинстве сценариев.
Они хороши для повышения видимости твердых неподвижных объектов, но не защищают от ударов вашего тела.
Повышение безопасности катания на лыжах
Лыжники могут повысить свою безопасность множеством способов, а курорты могут снизить количество травм на своих склонах. Очевидный способ — ношение шлема. Но также существует и другое защитное снаряжение: протекторы для спины, каппы, защитные шорты. Яркая одежда улучшает видимость для других лыжников и/или спасателей. Соблюдение правил курорта – также важный аспект безопасности.
Первое правило безопасности на склонах – быть внимательным. Следите за своим окружением. По данным Национальной ассоциации горнолыжных курортов, около 18% несчастных случаев со смертельным исходом происходят из-за столкновений с другими лыжниками.
Что касается горнолыжных курортов, полезно добавить больше ярких маркеров для препятствий.
Большая часть исследований Шили проводилась на горе Sugarbush. «Исследование Sugarbush» началось в 1971 году и по сегодняшний день остается одним из крупнейших исследований травм на лыжах и сноуборде.
По словам Шили, «исследование Sugarbush позволило одновременно отслеживать медицинские и механические аспекты несчастных случаев».
Шили много лет работал в медицинской клинике на базе курорта в сотрудничестве с лыжным патрулем, фиксируя каждую травму, полученную в горах. Благодаря этому исследованию он смог начать собирать данные о шлемах, что сделало исследование Sugarbush ценным ресурсом на протяжении всей его карьеры.
Источники asmedigitalcollection.asme.org, skimag.com, guidanceengineering.com, gearjunkie.com