25 марта Госдума одобрила во втором и третьем чтениях законопроект, который ограничивает распространение рекламы на информационных платформах иностранных или международных организаций, деятельность которых в России признана нежелательной. Предполагается, что этот закон начнет действовать с 1 сентября 2025 года. Эксперты 26 марта поделились с Profi.Travel мнением о том, как это отразится на туризме.
Штрафы за нарушения будут варьироваться: для физических лиц – от 2 до 2,5 тыс. руб., для должностных – от 4 до 20 тыс. руб., а для юридических – от 100 до 500 тыс. руб.
«Этот закон затронет турагентства, которые рекламировались у блогеров в Instagram* или Facebook*, а также компании, использующие таргетированную рекламу в Facebook Ads* через соседние страны — Беларусь, Казахстан и др.», — пояснила travel-маркетолог Елена Белоусова. — По моему опыту, таких туристических компаний не так много.»
Что касается остальных, по ее словам, закон не окажет серьезного влияния. Запрета на использование этих социальных сетей нет, следовательно, компании могут продолжать размещать посты, рилсы и сторис.
«Многие сейчас ошибочно полагают, что нельзя использовать призывы обращаться за услугами или писать коммерческие посты, рассказывая о гостиницах. Это совершенно неверно, — отметила Елена Белоусова. — Деятельность турагентства предполагает информирование клиентов о своих услугах по подбору туров, отелей и авиакомпаний. Такая информация не является рекламной и попадает под другой закон».
Однако она уточнила, что важно не выделять конкретного туроператора и не продвигать один отель или авиакомпанию. В противном случае ФАС может расценить публикацию как рекламу.
«Что касается travel-блогеров, размещающих рекламу в своих аккаунтах в этих соцсетях, к сожалению, с 1 сентября их деятельность будет незаконной и может привести к штрафам, — подчеркивает тревел-маркетолог. — Вероятно, многие начнут „переливать“ свою аудиторию в Telegram и на другие платформы, где реклама не запрещена, как это происходило три года назад. Это может вызвать рост цен на рекламные интеграции на разрешенных площадках».
Юристы компании «Байбородин и партнёры» добавили, что, вероятно, турагенты, работающие как индивидуальные предприниматели, в случае нарушений будут приравнены к должностным лицам. Под угрозу попадают рекламодатели (турфирмы, блогеры, отели, авиакомпании) и распространители рекламы (маркетинговые агентства, таргетологи).
Эксперты подтвердили, что закон не запрещает ведение аккаунтов, но если в публикациях будут обнаружены признаки рекламы, возможны штрафы.
Юристы напомнили, что согласно ФЗ «О рекламе» (ст. 3), реклама – это информация, которая:
- ● направлена на привлечение внимания к услуге/товару,
- ● формирует или поддерживает интерес к ним,
- ● способствует их продвижению на рынке,
- ● адресована неопределенному кругу лиц.
При этом, согласно разъяснениям ФАС РФ, не относятся к рекламе:
- ● Информация о собственной деятельности (ассортимент, события).
- ● Каталоги (если оформлены нейтрально).
- ● Упоминание партнеров без акцента на их услуги.
- ● Вакансии, новости компании, корпоративные блоги.
- ● Личные обзоры, отзывы, органическая интеграция продукции в повествовании.
По словам юристов компании, риски можно минимизировать, избегая прямых призывов («Купите именно этот тур!», «Скидка 30%»), делая акцент на полезный контент — гайды, новости, личный опыт. Также важно не использовать платное продвижение (таргет, брендированные посты) и следить за судебной практикой, так как ФАС может ужесточать трактовки.
Вопрос о том, что делать с рекламой, размещенной до вступления закона в силу, пока остается открытым. Вероятно, ее придется удалить. «В отсутствие правоприменительной практики по данному вопросу однозначную оценку дать сложно, — пояснили юристы. — Однако если исходить из нормативного запрета на размещение рекламы в признанных нежелательными соцсетях, то с 1 сентября факт нарушения может считаться установленным. Логично предположить, что материалы, которые могут быть признаны рекламными, придется убрать».
Узнать больше о применении нового закона, снижении рисков и получить ответы на свои вопросы вы сможете в онлайн-эфире «Штрафы за рекламу в запрещенных соцсетях: можно ли продолжать писать продающие посты?» с юристами туристической отрасли, который состоится 14 апреля в 12:00.
* Признаны экстремистскими и запрещены в России, входят в корпорацию Meta