СНОКУАЛМИ ПАСС, Вашингтон. Успешная погрузка двухместного кресла «Эдельвейс» на горнолыжном курорте Альпенталь — это упражнение на координацию рук, глаз и ягодиц.
Лыжникам и сноубордистам приходится оглядываться через плечо, приседать и вытягивать руку назад. Когда кресло раскачивается, оператор лифта «толкает» кресло, хватаясь за спинку, чтобы стабилизировать его и поставить на место. Затем одним махом гонщики хватаются за центральную стойку кресла и садятся, покачивая кончиками лыж или носом доски вверх, резко поднимаясь в небо. Если они неправильно оценят свое положение или не будут держаться достаточно крепко, вместо этого они упадут.
Даже опытные лыжники и сноубордисты могут споткнуться об Эдельвейс, также известный как Кресло 2, который поднимается на 1100 футов по вертикали и достигает вершины в самом сложном ландшафте Сноквалми, где крутые спуски, чаши и скалы разворачиваются по северной стене горы Денни. Для приверженцев Alpental Стул 2 — это священное средство передвижения — единственный путь на вершину.
Но этой зимой будет последний пробег кресла 2 размером с двухместное кресло. Следующим летом руководство Summit заменит двухместный Riblet более современным трехместным кресельным подъемником. В то время как новый трехместный автомобиль облегчит длинные подъемные линии Chair 2, кончина Riblet, построенного Summit в Спокане, станет еще одной потерянной частью индустриального бренда Вашингтона в международном лыжном спорте.
Вашингтонские Риблетс приходят в упадок быстрыми темпами: за последние семь лет было удалено шесть таких домов. На горнолыжных курортах штата осталось всего 23 Риблета. Саммит в Сноквалми с семью Риблетами является вторым по величине концентрацией подъемников среди всех горнолыжных курортов в мире после Биг-Паудерхорна в Мичигане.
«Мы очень любим наших двойников Риблет», — сказал генеральный менеджер Summit Гай Лоуренс. «Но современные кресла будут работать более эффективно и надежно».
Оставшиеся в Вашингтоне Riblets, особенно двойные кресла, такие как Edelweiss, являются ощутимой связью с более диким и простым временем катания на лыжах – с менее строгими правилами безопасности и меньшим количеством людей. Даже если блестящие новые подъемники с удобными функциями, такими как погрузочные конвейерные ленты, являются желанными инвестициями, двухместные кресла Riblet вызывают достаточную ностальгию у местных лыжников и сноубордистов, которые готовы раскошелиться на приобретение списанного кресла на аукционах.
Выросший в Сиэтле Питер Ландсман, редактор энциклопедии кресельных подъемников Lift Blog, является одним из них, проведя первые 10 лет своей лыжной жизни, катаясь на Риблетс на вершине. Ландсман, который работает лифтовым оператором на горном курорте Джексон-Хоул, купил двойную модель Riblet у горы Бейкер в 2002 году.
Почему приставка?
«Центральные стойки — это культовый дизайн», — сказал он. «И здесь нет защитной планки. Есть только ты и горы».
«Забытый гений» Спокана, Генри Форд кресельных подъемников
Эдельвейс, как и около 500 других кресельных подъемников по всему миру, был построен компанией Riblet Tramway Company из Спокана. Компания с вековой историей прекратила свою деятельность в 2003 году, а это означает, что новые кресельные подъемники не будут носить имя некогда гордого бренда Evergreen State. По словам Ландсмана, сегодня глобальный запас этого оборудования, произведенного в Вашингтоне, сократился до 237.
До лыжников Рибле обслуживал шахтеров. В 1890-х годах инженер из Спокана Байрон Риблет спроектировал и установил канатные дороги для перевозки руды с гор во внутренних районах Британской Колумбии. Отчет журналиста 1903 года о полете по воздуху в пустом ведре из-под руды, возможно, является первой в мире задокументированной поездкой на кресельной канатной дороге.
В 1908 году Рибле и два его брата объединили свою одноименную трамвайную компанию в Спокане и заработали состояние на продаже трамваев горнодобывающей промышленности. В то время как Ройял Риблет, который заказал внушительный особняк Риблет, теперь является более известным братом, местный историк Спокана Чак Кинг считает Байрона «забытым гением», которого он освещает в эпизоде 2023 года «Путеводителя короля».
Бизнес рухнул во время Великой депрессии, пока «эврика» не ударила снова. Компания Timberline Lodge на горе Худ привлекла Риблета к постройке средства передвижения для лыжников. Кресельный подъемник «Волшебная миля», дебютировавший в 1939 году, сделал Рибле местом возрождения во время послевоенного лыжного бума. Под руководством президента Тони Соудера компания Riblet Tramway доминировала на рынке кресельных подъемников. (Сын Соудера, Дуглас, был последним руководителем компании.) Когда Ski Journal изложил стремления Риблета в статье 2014 года, амбиции Риблета на конвейере сделали его «Генри Фордом в лыжном спорте».
«Философия Riblet заключалась в том, что на кресельном подъемнике работали фермеры и лесорубы», — сказал 74-летний житель Беллингема Анджело «Зоп» Зополос, бывший специалист по эксплуатации подъемников, который устанавливал и обслуживал Riblet по всему Западному побережью. «Если бы они сделали их слишком техническими, их бы никто не купил».
На практике это означало, что лесорубы и фермеры, подрабатывающие зимой на горнолыжных курортах, могли найти запасные части в хозяйственных магазинах и автомастерских. Простота ремонта Riblet в период своего расцвета контрастирует с сегодняшними вертикально интегрированными лидерами рынка, Leitner-Poma, французской компанией с североамериканским заводом в Колорадо, и Doppelmayr, австрийской фирмой, чья штаб-квартира в США находится в Солт-Лейк-Сити. Как и в случае с запатентованной политикой ремонта John Deere, в случае поломки нового подъемника горнолыжные курорты, оснащенные современными технологиями, должны покупать запасные части у производителя.
Зополос вырос в Чехалисе, штат Вашингтон, и научился кататься на лыжах на Уайт-Пасс, вдохновленный «Лыжной няней», еженедельным шоу карикатуриста Боба Крама на канале KING 5. Переняв механические навыки у своего отца, специалиста по холодильникам, он слонялся по горнолыжной зоне шоссе 12 и работал над своим первым «Риблетом» в 1968 году под руководством Дэвида Мара, отца знаменитых вашингтонских олимпийских близнецов.
На протяжении своей карьеры Зополос устанавливал и обслуживал Riblets от Алески и Арктической долины, Аляска, до Кистоуна и Брекенриджа, Колорадо, а также работал в Мишн-Ридж. Он проработал 43 года в качестве шепота Риблет на горнолыжном курорте Маунт-Бейкер, где с 2001 года были выведены из эксплуатации пять Риблетов (стулья 2 и 8 все еще стоят).
Зополос занимал место в первом ряду во время взлетов и падений Риблета. Если Рибле когда-то был новатором, то Доппельмайр подхватила мантию в 1981 году, выпустив первый в мире съемный четырехкресельный подъемник. Стулья Riblet имеют фиксированную ручку, то есть ручка кресельного подъемника вплетена в тяговый трос. (Другие модели стульев с фиксированной ручкой прикрепляются к веревке.)
Съемные кресельные подъемники имеют пружинную рукоятку, которую можно быстро прикрепить и отсоединить от тягового троса. Они могут бежать на высоких скоростях при подъеме или спуске, а затем замедляться при прохождении верхней или нижней посадочной станции. Эта особенность делает их более быстрыми и эффективными при перемещении большого количества людей, чем стулья с фиксированной ручкой, которые должны останавливать каждый стул, когда, скажем, кто-то неправильно оценивает загрузку стула Alpental Edelweiss Chair.
По словам Зополоса, в штаб-квартире Riblet в Спокане была модель съемной рукоятки из пробкового дерева, но они решили не искать альтернативу своей проверенной и надежной модели. С ростом популярности съемных кресельных подъемников спрос на фиксированные захваты пошел на убыль.
«Постепенно он стал нежелательным товаром», — сказал Зополос. «Это было неудобно, ветер сдвинул легкое кресло, а центральная стойка затрудняла вход и выход».
Горнолыжные курорты также уделяют приоритетное внимание обновлению кресел на базах, чтобы быстрее перемещать толпу на вершину горы. Самая большая кресельная канатная дорога Рибле рассчитана на четырех человек, но самой популярной ее моделью была двухместная модель. Лейтнер-Пома и Доппельмайр изобрели шести- и восьмиместные кресельные подъемники в конце 1990-х годов.
Поскольку более крупные и быстрые съемные кресельные подъемники стали более популярными, вашингтонский производитель закрыл свои двери в мае 2003 года.
«Ограниченный рынок кресельных подъемников с фиксированным захватом просто не позволяет Riblet сохранять специализированный персонал и оборудование, необходимые для строительства новых подъемников», — написал тогдашний президент Дуглас Соудер в пресс-релизе.
Предложивший самую высокую цену
Имя Доппельмайра теперь украшает новое кресло Wildside на Summit West, а также недавно установленное трехместное кресло Sessel в Alpental и трехместное кресло Hidden Valley на Summit East. Все трое когда-то были Риблетами.
Так куда же направляется Риблет, когда он поднимается на небеса для горнолыжных курортов? На днях на аукционный блок.
Редактор Lift Blog Ландсман купил свой сувенир Бейкера всего за 35 долларов еще в 2002 году, но сегодняшние старинные кресельные подъемники являются ходовым товаром для публики, если не для операторов горнолыжных курортов.
В 2019 году Стивенс Пасс продал на аукционе старый Brooks (двойник Риблета) по 300 долларов за штуку, распродав его менее чем за минуту. Ставки на кресельную канатную дорогу Pigtail 2 компании White Pass в прошлом году начинались с 1000 долларов. Впервые установленный в 1958 году, это был второй старейший Riblet, действующий в штате (самый старый — Chair 1 в лыжном и сноуборд-парке Mt. Spokane, установленный в 1956 году).
Что ты делаешь со старым двойником Риблета? Некоторые вешают его как декоративный предмет, многие превращают в мебель. Директору лыжного патруля Стивенс-Пасс Анжеле Зейдлинг предложили запасную часть от старого кресла Кера, двухместного автомобиля Риблет, который вышел из строя два года назад, чтобы освободить место для нового четырехместного автомобиля с фиксированной рукояткой. Она приварила его к скамейке в своем доме в Индексе с помощью соседа, бывшего механика по лифтам Стивенс-Пасс.
Как лыжница, она любит Риблет.
«Некоторые из самых восхитительных поездок на кресле, которые я когда-либо совершала с людьми, происходили на двухместном автомобиле, будь то с другим патрульным или случайным представителем общественности, которого я больше никогда не видела», — сказала она. «Есть что-то особенное в том, чтобы уютно расположиться на Риблете, когда между вами всего лишь один человек и центральная перекладина».
Как специалист по безопасности на снегу, она благодарна за то, что Стивенс Пасс заменил старые кресельные подъемники, в которых нет защитных решеток для гостей, и башенных платформ, на которых мог бы стоять лыжный патруль в случае эвакуации из лифта – как тот, который она возглавляла в феврале 2020 года на Кресло «Седьмое небо». Этот двойной подъемник Риблет, по некоторым измерениям, является самым крутым кресельным подъемником в Северной Америке. Чтобы безопасно спустить гостей, потребовалась техническая страховка на сломанном стуле, иногда преодолевая уклоны под углом 50 градусов.
Позиция Зейдлинга распространена среди менеджеров горнолыжных курортов Вашингтона.
«Ностальгия всегда будет сохраняться, но мы рады перейти к современному оборудованию, чтобы повысить эффективность и качество обслуживания гостей», — написал по электронной почте операционный директор Crystal Mountain Питер Дейл.
Как только «Эдельвейс» Саммита сойдет на воду следующим летом, «7th Heaven» станет последним дублем «Риблет», который обеспечит катание на лыжах с доступом к лифту до самой продвинутой въездной местности Вашингтона.
«Седьмое небо» — это заветный лифт на Стивенс-Пасс», — написала по электронной почте генеральный менеджер Стивенс-Пасс Эллен Гэлбрейт. «В 1996 году лифт был значительно модернизирован, и в настоящее время компания Stevens Pass не планирует заменять лифт».
В связи с этим «Седьмое небо» может оставаться местом паломничества любителей старинных кресельных подъемников на долгие годы.
«Риблет — это что-то вроде классического автомобиля», — сказал Ландсман. «Он может устареть с точки зрения вместимости и комфорта водителя, и вам придется уделять ему много внимания и обслуживания, но вы можете поддерживать его работу вечно».
Вернувшись на вершину Альпенталь, дни кресла Эдельвейс сочтены.
Катайтесь, пока есть возможность, а в межсезонье приготовьте чековую книжку. Запланированный аукцион, который, скорее всего, состоится следующей осенью, наверняка вызовет большой интерес. Для многих лыжников и сноубордистов ностальгия практически бесценна.