Кубок мира по горным лыжам традиционно стартует в последний уикенд октября в Зольдене. Тем не менее, сегодня на календаре 11 ноября, и уже два уикенда подряд «белый цирк» на паузе, возобновившись лишь 16-17 ноября со слаломами в Леви. Такой перерыв длиной почти в три недели не способствует полноценному восприятию Кубка мира, делая стартовый этап в Зольдене неким инородным элементом в календаре.
Гигантские слаломы на Реттенбахском леднике были введены как раннее открытие Кубка мира с сезона 1993/94. Эксперименты с началом сезона в августе в южном полушарии (Новая Зеландия, Аргентина) проводились в 80-х, но эта идея была признана неудачной и больше не возобновлялась. В первые годы Зольден менял свое место в расписании с френдским горнолыжным курортом Тинь, но с начала XXI века австрийская локация закрепилась в статусе единственного места для старта сезона.
x.com/fisalpine
В начале перерыва между этапом в Зольдене и основной частью Кубка мира он был даже более продолжительным, иногда достигая полноценного одного месяца. Однако с течением времени Международная лыжная федерация (FIS) начала осознавать эту проблему и разрабатывать способы заполнения этого ноябрьского пробела. С сезона 2006/07 в календарь был добавлен слаломный этап в финском Леви, но для полного устранения этого пробела требовалось еще несколько этапов, и поиск подходящих локаций столкнулся с трудностями: большинство европейских горнолыжных курортов в это время еще испытывают проблемы со снежным покрытием.
Некоторые изменения произошли только в сезоне 2020/21: в календарь добавили этап в параллельной дисциплине в другой австрийской локации, Лех/Цюрсе. Но его появление совпало с пониманием в FIS, что параллельные виды в Кубке мира не нужны, и всего через два года этап в Лех/Цюрсе исчез из программы.
Тем временем возникла новая масштабная идея: первый в истории трансграничный скоростной спуск между швейцарским Церматтом и итальянской Червинией у подножия легендарного Маттерхорна – одной из самых живописных вершин Альп. Планировалось провести по два скоростных спуска men и women на трассе «Гран Бекка» в два разных уикенда, что практически решило бы проблему паузы между Зольденом и основной частью сезона.
Однако «Speed Opening» в Червинии оказался одной из тех идей, которые выглядят прекрасно теоретически, но гораздо хуже – на практике. На таких высотах в Альпах в начале ноября погода очень нестабильна. В результате за два сезона (2022/23 и 2023/24) из 8 запланированных гонок на «Гран Бекка» не удалось провести ни одной: в первый год помешало отсутствие снега, а в прошлом сезоне – его чрезмерное количество в сочетании с сильными ветрами.
В итоге идея с гонками в Церматте/Червинии в ноябре была похоронена в зародыше. Но не окончательно: теперь есть планы проводить эту гонку исключительно на территории Италии, и не в начале, а в конце сезона. Правда, не совсем понятно, как эта идея будет сочетаться с традиционным форматом финалов Кубка мира, где все основные дисциплины соревнуются в одной локации сразу. Сомнительно, что весной погодные условия будут более благоприятными, чем в ноябре: из-за большой высоты над уровнем моря и особенностей местности (отсутствие растительности, что приводит к сильным ветрам) данная трасса чрезвычайно метеозависима.
Неудачная попытка реализовать идею с Червинией/Церматтом должна стать важным уроком: проводить соревнования в скоростных disciplinas в первой половине ноября практически невозможно. Это значит, что пропуск в календаре нужно заполнять техническими видами: они менее метеозависимы и требуют гораздо меньшего количества снега для проведения соревнований.
FIS уже начал двигаться в этом направлении: в прошлом сезоне в календаре появился мужской слалом в Гургле, а в этом году там также будут соревноваться женщины. Мужчины, в свою очередь, после четырехлетнего перерыва возвращаются в Леви, где в последнее время соревновались только женщины. Найти еще одну-две локации для технических этапов в первой половине ноября не составит труда. Однако это подводит нас к главной проблеме календаря Кубка мира: дисбалансу дисциплин.
x.com/fisalpine
На протяжении многих лет количество технических стартов на Кубке мира значительно превышает количество скоростных, что ставит мастеров последних в очень неблагоприятное положение в борьбе за Большой хрустальный глобус (БХГ). Особенно ярко это проявлялось во время доминирования Марселя Хиршера. Безусловно, в последние годы своей 8-летней гегемонии великий австриец (а теперь – нидерландец) тотально преобладал в Кубке мира и выигрывал общий зачет с огромным отрывом. Однако ранние годы победной серии Хиршера были довольно конкурентными с точки зрения борьбы за генеральную классификацию, так как он опережал именно скоростников (Акселя Лунда Свиндала, Кьетиля Янсруда, Беата Фойца), поэтому вполне можно говорить о том, что в те сезоны дисбаланс в календаре был решающим фактором в борьбе за БХГ.
Несколько лет назад в FIS пытались решить эту проблему, и в базовую версию календаря было заложено равное количество стартов в скоростных и технических дисциплинах. Однако поскольку соревнования в скоростных дисциплинах гораздо более метеозависимы, в течение сезона ряд гонок в скоростном спуске и супергиганте отменялся, и перекос в сторону технических видов вновь возвращался.
Следует отметить, что сами представители скоростных дисциплин также не способствуют улучшению своей ситуации. На этот счет очень показателен скандал, возникший в январе текущего года во время этапа в Венгене. Напомним, на легендарном «Лауберхорне» две звезды экстра-класса получили серьезные травмы: Алекси Пинтуро и Александер Омодт Килде. В Венгене тогда состоялось три последовательных старта в скоростных дисциплинах: к двум изначально запланированным добавили еще один скоростной спуск, отменённый на старте сезона в Бивер Крике.
Тяжелые падения Пинтуро и Килде их коллеги по скоростным видам объясняли усталостью от трех соревновательных дней подряд, не принимая во внимание, что француз упал лишь во второй из трех гонок, а норвежец выступал с небольшой болезнью, что приводило к повышенной утомляемости. Массовые протесты скоростников разозлили руководство горнолыжного Кубка мира, которое объявило, что до конца сезона 2023/24 ни одна из отменённых гонок не будет перенесена на другую дату или в другую локацию. На данный момент не известно, собираются ли они придерживаться этой линии в новом сезоне.
x.com/fisalpine
В этой ситуации удивляет поведение обеих сторон. Сами скоростники, которые много лет жаловались на дисбаланс календаря и требовали равноправия, теперь, руководствуясь не трезвым умом, а эмоциями, снова способствовали перекосу в сторону технических дисциплин. Конечно, переживания за травмированных коллег можно понять, однако это не повод игнорировать объективные обстоятельства, способствовавшие падениям Пинтуро и Килде. А директор мужского Кубка мира Маркус Вальдер выбирает простейший подход «лучшее средство от перхоти – гильотина», вместо того чтобы искать конструктивные пути решения проблемы.
Существуют ли на самом деле способ