На данный момент российские авиаперевозчики эксплуатируют порядка 800 самолетов как на внутренних, так и на международных маршрутах. Тем не менее, более 50 бортов прекратили полеты в прошлом году, и ежегодно ожидается списание еще 50-100 самолетов. Об этом сообщил на VII конгрессе турагентов Российского союза туриндустрии вице-президент РСТ Дмитрий Горин. Он отметил, что пока есть возможность летать, однако к 2027 году дефицит самолётов достигнет своего пика.
«Несмотря на разговоры о возможном снятии санкций, не стоит ожидать быстрого обновления флота. В прошлом году 58 бортов перестали летать — каннибализм не дает должного эффекта. А самолеты российского производства начнут поступать к нам в период с 2026 по 2030 годы, при этом запланированы поставки по 20, 40, 60 самолетов в год», — добавил эксперт.
Кроме того, даже в случае снятия санкций, ожидать поставок, таких как Boeing, по мнению Дмитрия Горина, не стоит. В мире существует глобальный дефицит самолетов, и все авиакомпании стоят в очереди за новыми бортами. Россия в этой очереди, по очевидным причинам, отсутствует, отметил эксперт.
Наибольший дефицит наблюдается среди широкофюзеляжных самолетов. Это вынуждает отказаться от некоторых дальнемагистральных направлений в пользу других. «На одном из совещаний с крупными туроператорами обсуждалась возможность запуска рейсов на Таиланд или Занзибар, в итоге совместно выбрали Таиланд. Недостаток бортов не позволяет обеспечить программы в обеих странах», — рассказал он. В то же время, 40% рейсов за рубеж из России выполняются иностранными авиакомпаниями, отметил эксперт, что в данной ситуации является положительным моментом.
По его словам, у российских авиаперевозчиков сейчас есть минимум 800 бортов. «Таким образом, даже если мы будем терять по 50-100 бортов в год, мы не остановим полеты. 2026 год, по прогнозам, должен пройти без особых проблем. Максимальный дефицит самолетов ударит по рынку в 2027 году. Это весьма пессимистичный сценарий», — подчеркнул он.
Еще одной проблемой является низкий рост внутренних перевозок — всего 2%. Это может привести к подорожанию рейсов по России или к перенаправлению на международные маршруты, пояснил он.
По словам генерального директора сети агентств «Розовый слон» Алексана Мкртчяна, есть надежда на возвращение части иностранных авиаперевозчиков в Россию. «Например, многие не ожидали, что Vietnam Airlines начнут выполнять рейсы в Россию. Я также полагаю, что и саудовские компании откроют рейсы, и программы на Занзибар тоже начнутся. Кроме того, не исключено, что в этом году будет налажено прямое сообщение с курортом Эль-Аламейн в Египте», — предположил он.
География полетов из-за границы в российские регионы продолжает расширяться. «Только в этом году в региональный аэропорт Сочи заходит крупная авиакомпания Etihad. Правда, она переходит сюда из Санкт-Петербурга. Начинает свои рейсы и Jazeera Airways. FlyDubai, которая первым запустила полеты из Сочи прошлым летом, в этом сезоне увеличивает частоту рейсов с 3 до 7 в неделю. Air Arabia начинает свои полеты из Шарджи. Gulf Air расширяет свое присутствие, открывая направления в Бахрейн, Кувейт и ОАЭ», — привел примеры Алексан Мкртчян.
Как добавил Дмитрий Горин, если ограничения начнут снимать, то последними в этом списке окажутся европейские страны, а первыми рейсы могут быть открыты в США. Тем не менее, рассчитывать на снятие санкций в ближайшее время не стоит, считает эксперт.