В этом горнолыжном сезоне курорты поражают своей великолепной инфраструктурой и нововведениями, стремясь к дальнейшему развитию в области оборудования своих зон. Это связано с ростом производства сложных механизмов и технологий в России – канатных дорог, подъемников, систем искусственного оснежения и освещения.
Курорты — готовы к встрече с любителями зимнего отдыха
Туристы устремились в горы: регионы открыли горнолыжный сезон с энтузиазмом. Для любителей активного зимнего досуга есть множество мест для катания, и предложения становятся все более разнообразными.
«Большой Вудъявр», который является самым высокогорным курортом на Северо-Западе России, одним из первых открыл сезон в этом году. Здесь располагается 30 километров трасс и 10 современных подъемников. На Южном склоне появилась новая гондольная канатная дорога длиной около 2000 метров, с панорамными окнами, откуда открывается живописный вид на Хибины. Подъемник способен перевозить до 2250 человек в час. На Северном склоне также начал работать бугельный подъемник с пропускной способностью до 1200 человек в час.
На юге России первым стартовал курорт «Архыз» (уже в середине ноября). В сезоне 2024-2025 курорт предложит 16 скейт-парков протяженностью 27 км. Кроме того, здесь внедрён новый сервис по продаже ски-пассов: установлены терминалы для получения билетов, купленных онлайн, что избавляет от очередей в условиях увеличившегося туристического потока.
Горнолыжный комплекс и парк отдыха «Бобровый лог», расположенный в Красноярске, открыл сезон 2024-2025 с обновленной инфраструктурой. Реконструкция системы искусственного оснежения была необходима из-за потепления красноярских зим. «Благодаря реконструкции мы смогли подготовить первую трассу всего за 4 дня — сезон стартовал 17 ноября», — сообщили представители фанпарка. Кроме того, увеличено количество освещённых трасс: вечернее катание становится все более популярным. Установлено еще 124 опоры освещения от российского производителя ООО «Легион». Общая длина маршрутов для вечернего катания превышает 5 километров.
На курорте Сбербанка «Манжерок» протяженность трасс увеличилась в полтора раза – с 30 до 50 км. Здесь построены две новые канатные дороги, один из подъемников будет запущен до начала января. В общей сложности гостям доступны 5 канатных дорог гондольного и кресельного типов. Представители курорта отметили, что также внедрена одна из крупнейших в России систем искусственного оснежения, что обеспечивает отличное качество склонов.
В середине декабря курорт «Эльбрус» торжественно открыл свой юбилейный 55-й сезон, который ежегодно привлекает более 800 тысяч туристов из разных уголков страны. В этом году здесь запущена новая современная система искусственного снегообразования, строительство которой завершалось два года. Также «Эльбрус» вводит две новые канатные дороги гондольного и кресельного типа, увеличив протяженность трасс до 23 км.
Не останется в стороне и курорт «Ведучи» в Чеченской Республике. Здесь действуют единые зоны развлечений с канатной дорогой, искусственной горнолыжной трассой и тюбинговыми горками. Вскоре откроется новая зона катания на северном склоне, где строятся четыре канатные дороги, гараж для гондол, системы искусственного оснежения и новые гостиницы. Уникальная канатная дорога длиной 4,4 километра свяжет два склона, проходя над Аргунским ущельем на высоте 400 метров. Максимальная длина пролета между опорами составит 2860 метров, что привлечет туристов к этому месту.
В стране открываются новые горнолыжные курорты! В Северной Осетии курорт «Мамисон» примет первых туристов, предлагая две канатные дороги и 14 км трасс. Одна из гондольных дорог имеет длину 3,4 км и обладает уникальными параметрами: с учетом сложного рельефа местности её поддерживают 21 опора, между которыми функционируют восьмиместные кабинки. Вторая канатная дорога кресельного типа имеет длину 1,7 км и 13 опор.
Развиваемся силами отечественного производства
Старт сезона показывает, что курорты активно инвестируют в свое оснащение, учитывая рост интереса к горным лыжам. У некоторых еще используется импортное оборудование, в то время как другие уже рассматривают альтернативные варианты. Даже те горнолыжные зоны, которые на данный момент зависят от европейских механизмов, будут вынуждены постепенно перейти на отечественное оборудование.
Это становится необходимым, так как Европа больше не заинтересована в поставках нам канатных подъемников или обслуживании существующих. Например, заместитель генерального директора Кавказ.РФ по эксплуатации Хиса Беккаев сообщил, что западные бренды Doppelmayr и Poma отказались от технической поддержки курортов, что он озвучил осенью на Форуме туристических территорий в Минералных Водах. Также курорт «Архыз» в прошлом сезоне столкнулся с отказом зарубежной техники — сложная логистика доставки запчастей привела к простою подъемника в самые пиковые дни. Больше негативного опыта курорты не хотят испытывать.
Уже сейчас названные курорты обращают внимание на достижения ведущих российских производителей подъемного оборудования. Холдинг РУСЛЕТ помогает горнолыжным зонам обеспечить качественными запчастями. Это даст возможность туристам не мерзнуть и не застревать на канатных дорогах: вероятные сбои исключены, ведь больше не придется ждать долгих поставок деталей из-за границы, используя параллельный импорт. Зачем, если в Российской Федерации производят свои качественные комплектующие?
Современные запчасти и комплектующие от компании РУСЛЕТ применяются в производстве новой канатной дороги на курорте «Большой Вудъявр». Курорт «Эльбрус» также обновил свой подъемник с помощью запчастей РУСЛЕТ: перед сезоном прошла полная замена важнейших технических элементов — роликов, подшипников и валов. Это стало первой в России такой большой поставкой отечественных компонентов для канатных дорог. По подобному пути хочет идти и «Архыз», что удобно как с точки зрения ценообразования, так и сроков поставок.
Отечественные подъемники также начинают появляться на российских склонах. В 2025 году «Архыз» начнет строительство двух канатных дорог от компании РУСЛЕТ — современных конструкций с отцепляемыми зажимами. Подобный подъемник также появится на курорте «Турьев Хутор» в Сочи. С марта 2025 года РУСЛЕТ начнет функционирование нового завода в Тверской области. По словам генерального директора компании Дмитрия Сидоровича, в завод вложены значительные усилия и средства, так как это высокотехнологичное производство.
Современная канатная дорога — это сложное инженерно-техническое и транспортное сооружение. Такой подъемник может перевозить больше людей за один раз, чем 380-й аэробус. Чтобы создать безопасный и надежный механизм, необходимо высокотехнологичное оборудование. Поэтому на заводе устанавливаются самые современные и уникальные станки. Предприятие будет производить 15 канатных подъемников в год, среди которых будут и упомянутые выше современные дороги, которые обслужат туристов на склонах «Мамисона» и «Ведучи». Каждый подъемник разрабатывается индивидуально под запрос конкретного курорта, а при увеличении спроса возможно будет производить больше канатных дорог.
Китайские технологии — не единственный путь
Китайские партнеры сейчас активно поддерживают Россию в различных сферах, и туризм не стал исключением. Два года назад, предвидя возможные трудности в этом секторе, Китай предложил России свои разработки канатных дорог. В КНР имеется холдинг SINOMACH group — это национальная машиностроительная корпорация, в его составе присутствует BMHRI, которая считается основным производителем канатных дорог в Китае и задает стандарты безопасности для этого оборудования. BMHRI начала предлагать различные российские регионам ознакомиться с её продукцией.
На первый взгляд, такая помощь со стороны китайских торговых партнеров кажется сомнительным вариантом. Однако эксперты подчеркивают, что не стоит торопиться и принимать все иностранное на веру. Глава Ассоциации горнолыжных комплексов, территорий и сервиса Григорий Ариевич напомнил, что в горнолыжной отрасли Китай пока не является опытным производителем: «У них горные лыжи начались, по нашим понятиям, только «вчера», когда они начали готовиться к своей Олимпиаде».
Кроме того, Китай славится своим умением копировать технологии других стран. Так и с канатными дорогами: сначала китайцы покупали западные модели, изучали их детали и начали создавать свои копии, основанные на старых европейских образцах, однако нынешние технологии значительно продвинулись вперед. BMHRI формирует требования по безопасности, которые, по сути, остаются старыми.
«Вряд ли российские курорты согласятся устанавливать морально и технически устаревшее оборудование, пусть даже оно выглядит привлекательно», — считает инженер-проектировщик Максим Нефедов. «В дополнение к этому китайские решения не соответствуют российским стандартам и регламенту. В России имеются ГОСТы и новые нормы безопасности подъемных механизмов, которые, как ожидается, будут значительно жестче, чем азиатские». Поэтому массовой замены европейских подъемников на китайские не произойдёт.
Выход туристической отрасли видят в опоре на российскую промышленность. «Производства стремятся успеть за бурным ростом популярности горнолыжного отдыха и расширением курортов, и наоборот», — отмечает Максим Нефедов. — «В итоге обе стороны заинтересованы в прибыли и успехе, а главный выгодополучатель — это, конечно, туристы, которые должны получать комфортный отдых в России».
➔ Смотрите новости на смартфоне? Подпишитесь на новости от Турпрома в Google News (в браузере ХРОМ): это свежие новости о туризме, лучших ценах на туры и билеты, здоровье, технологиях, жизни знаменитостей, еде и рецептах, астрологические прогнозы, лайхаки о саде и огороде, и многое другое! Также рекомендуем подписаться на наш Канал новостей в Telegram.